Разъяснения специалистов и экспертов в сфере закупок.
Все статьи можно прочитать по ссылке.
15.08.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 августа 2025 г.
Практика применения Постановления Правительства РФ от 23.12.24 № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вызывает вопросы как у заказчиков, так и у поставщиков. В связи с чем появляются разъяснения по применению отдельных положений вышеназванного Постановления и даже судебная практика по оценке этих разъяснений. Вот некоторые из них.
1. Минпромторг своим письмом от 9 июля 2025 г. № ПГ-19-6441 по вопросу применения преимущества при закупке лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р (далее – перечень ЖНВЛП) дал разъяснения с учетом внесенных изменений в постановление 1875 (изменения внесены 10.06.25 Постановлением Правительства № 879 и вступили в силу 19.06.25).
Путем анализа новой редакции подпункта р) пункта 4 Постановления 1875 об ограничении в отношении лекарственных препаратов и п.1 этого же Постановления о правилах предоставления преимуществ Минпромторг пришел к следующему выводу.
Поскольку преимущество применяется в случае, если объект закупки (предмет закупки) включает хотя бы один товар, не указанный в приложении № 1 к Постановлению № 1875 и приложении № 2 к Постановлению № 1875, а приложение № 2 к Постановлению № 1875 содержит позицию «Препараты лекарственные», то предусмотренное пунктом 1 Постановления № 1875 преимущество не распространяется на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, классифицируемые кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 21.10.51, 21.20.1, 21.20.21, 21.20.23.
Письмо Минпромторга от 9 июля 2025 г. № ПГ-19-6441 «О рассмотрении обращения».
2. Минфин письмом от 26 июня 2025 г. № 24-01-06/62311 дал разъяснения по вопросу применения Перечней (приложение № 1 и № 2 к постановлению 1875) и позиций каталога, применяемого в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг по 44-ФЗ в случаях, когда в позиции каталога указано наименование товара, отличное от наименования, указанного в Перечне, и (или) в такой позиции каталога содержится либо отсутствует код по ОКПД 2. Как указывает Минфин наименования товаров, работ, услуг в Перечнях указаны для цели отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, при закупках которых подлежат применению соответствующие "защитные" меры. При применении Постановления № 1875 не предусматривается обеспечение дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки, наименованиям, указанным в Перечнях. Правилами использования каталога и Постановлением № 1875 не предусмотрено использование содержащихся в позиции каталога наименования товара, работы, услуги и кодов по ОКПД 2 для отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых Постановлением № 1875 применяются соответствующие "защитные" меры. Поэтому – «для отнесения закупаемого заказчиком товара к товарам, в отношении которых применяются соответствующие "защитные" меры, используется наименование товара, указанное в позиции Перечня, вне зависимости от наличия либо отсутствия указания в позиции каталога, используемой заказчиком при осуществлении закупки такого товара, на код по ОКПД 2, содержащийся в такой позиции Перечня». Данный вывод Минфин иллюстрирует примером с инвалидными колясками.
Информационное письмо Минфина от 26 июня 2025 г. № 24-01-06/62311 «О применении «защитных» мер при осуществлении закупок с использованием позиций каталога, в которых указаны наименования товаров, отличные от наименований товаров, указанных в приложениях № 1 и № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.24 № 1875».
3. 29 мая 2025 года Верховный Суд РФ рассмотрел вопрос о признании недействующими разъяснения Минфина в информационном письме от 13 марта 2025 г. № 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по иску одного из участников, как несоответствующему действующему законодательству. Проанализировав спорные положения указанного письма, Верховный Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления. Как указал суд, анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что оно носит информационный характер, является результатом анализа норм ГК РФ, Закона № 44-ФЗ и Постановления № 1875, не формулирует общеобязательных правил поведения, отличных от требований этих нормативных правовых актов, а имеющиеся в оспариваемых абзацах разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) их положений и не влекут изменения правового регулирования правоотношений в сфере закупок.
Решение Верховного Суда РФ от 29 мая 2025 г. № АКПИ25-158.
30.07.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 июля 2025 г.
Перечень нормативно-правовых актов, опубликованных с 01.07.2025 по 31.07.2025 г.
- Утверждена новая Типовая форма соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по государственным контрактам.
Приказ Минфина России от 29.04.2025 № 51н.
2. О подтверждении производства телекоммуникационного оборудования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2025 № 1030.
3. Изменен перечень банков, на банковские счета которых вносится обеспечение заявок.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2025 № 1865-р.
4. Признаны утратившими силу типовые контракты на поставку, монтаж и техническое обслуживание систем обеспечения пожарной безопасности.
Приказ МЧС России от 16.06.2025 № 504.
5. Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2025 № 1077.
6. Внесены изменения в перечень видов современных технологий для заключения специальных инвестиционных контрактов.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.07.2025 № 1952-р.
7. Внесены изменения в правила ведения реестра контрактов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2025 № 1095.
8. Внесены изменения в статью 95 Закона № 44-ФЗ.
Федеральный закон от 31.07.2025 № 333-ФЗ.
15.07.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 июля 2025 г.
1. ФАС России будет больше рассматривать жалоб по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Ключевые изменения:
- Снижение контрольных порогов. Раньше ФАС усиленно контролировала закупки от 700 млн рублей, теперь — от 500 млн рублей.
- Добавлены регионы: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. Теперь жалобы и нарушения в закупках на этих территориях рассматриваются по общим правилам ФАС.
- Изменения в работе реестра недобросовестных поставщиков. Для включения в реестр теперь применяются два порога: 100 млн рублей — стандартный порог; 300 млн рублей — для закупок в Центральном федеральном округе.
- Чтобы разгрузить федеральный центр и передать часть работы территориальным управлениям, Центральный аппарат теперь не рассматривает жалобы о включении в реестр недобросовестных поставщиков, если закупка менее 100 млн рублей (для всех регионов), менее 300 млн рублей (для Центрального округа).
Приказ ФАС России от 17 марта 2025 г. № 174/25 «О внесении изменений в Приказ ФАС России от 13 октября 2015 г. № 955/15.
2. Минфин еще раз разъяснил, при закупках товаров в рамках нац. режима указываемый в заявке номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (как и иная информация о товаре) не может носить вариативного характера.
Письмо Минфина РФ от 22 мая 2025 г. № 24-06-09/50188.
30.06.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 июня 2025 г.
1. Внесены очередные изменения в закон № 44-ФЗ. Скорректированы положения статей 31 и 43 в части принятия решения об отстранении участника или отказа от заключения договора с победителем.
Федеральный закон от 07 июня 2025 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 43 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 1879 о национальном режиме. Новшества касаются порядка предоставления нац. режима при закупках мед. изделий, лекарств и некоторых других товаров.
Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 № 879 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
16.06.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 16 июня 2025 г.
1. Федеральное Казначейство выпустило обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, в котором раздел 6 посвящен недостаткам в сфере планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, выявленным в работе заказчиков.
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным Казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, во втором полугодии 2024 года.
2. Правительство РФ установило случаи осуществления закупок, при которых такие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Государство обязано закупать у малого бизнеса и социальных НКО определённый процент от общего объёма закупок (сейчас это минимум 25%). Но есть исключения — некоторые закупки не включаются в этот расчёт.
Что это за исключения?
- В документе перечислены случаи, когда закупки не идут в зачёт 25%-ной квоты. Например:
- Закупки у единственного поставщика (например, в экстренных случаях).
- Закупки для госбезопасности или обороны (если они засекречены).
- Закупки у естественных монополий (например, РЖД, Газпром).
- Некоторые международные закупки (если по договору нужно закупать за рубежом).
Это нужно, чтобы госзаказчики не нарушали закон, когда вынуждены закупать не у малого бизнеса. Такие закупки теперь официально не считаются в общем объёме, и организации не будут штрафовать за невыполнение квоты.
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2025 г. № 708 «Об установлении случаев осуществления закупок, при которых такие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».
28.05.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 28 мая 2025 г.
1. Минздрав дал разъяснения по обоснованию и расчету НМЦК при закупках медизделий. Можно учитывать информацию из реестра контрактов о сделках с единственным поставщиком и о малых закупках в электронном виде.
Письмо Минздрава РФ от 25 апреля 2025 г. № 25-3/4027.
2. Верховный Суд указал: удержание неустойки означает ее взыскание. Удерживая неустойку, необходимо выполнять требования Постановления Правительства РФ № 783 о списании неустоек.
Определение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2025 г. № 301-ЭС24-23009.
3. Работы, не предусмотренные контрактом, оплате не подлежат. Но из этого правила есть исключения, о которых говорил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по применению законодательства о контрактной системе от 28 июня 2017 года. Данный вывод в очередной раз был подтвержден судом.
Арбитражный суд Поволжского округа Постановление от 22 апреля 2025 г. № Ф06-1369/2025.
15.05.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 мая 2025 г.
1. Минстрой дал разъяснения по применению проектно-сметного метода обоснования и расчета НМЦК при проведении текущего ремонта объекта капитального строительства.
Письмо Минстроя от 4 апреля 2025 г. № 9367-ОГ/09.
2. Президиум Верховного Суда РФ утвердил 25.04.2025 «Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства». В нем делаются выводы по применению антимонопольного законодательства по широкому кругу вопросов. Пункты 10, 11, 12 данного Обзора посвящены применению антимонопольных требований при проведении торгов, а также делаются выводы по вопросам, связанным с производством дел об административных правонарушениях.
Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025).
30.04.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 апреля 2025 г.
1. Правительство РФ установило случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации.
Постановление Правительства РФ от 12.04.2025 № 486 «Об установлении случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации».
2. В очередной раз предметом спора в судах является нарушение заказчиком антимонопольных требований.
Постановление АС Московского округа от 8 апреля 2025 г. по делу № А40-54183/2024.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28 марта 2025 г. по делу № А32-30063/2024.
15.04.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 апреля 2025 г.
1. ФАС России разъяснила по запросу Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга применение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая авиационный и автомобильный бензин, утвержденного приказом ФАС России от 22.11.24 № 894/24.
Разъяснение ФАС России от 21.03.25 № ЦА/26087/25.
2. Суд указал, что необходимость списания неустоек в соответствии с Постановлением Правительства № 783 возникает у заказчика только при подтверждении участником невозможности исполнения обязательств по контрактам в связи с введением санкций и мер ограничительного характера. Факт проведения мобилизации на территории Российской Федерации, введение санкций и (или) мер ограничительного характера не являются универсальным основанием для списания неустойки по контракту.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2025 г. по делу № А58-2466/2024.
3. При формировании заказа, подготавливая документы для закупки, заказчики могут обратиться за помощью к возможным поставщикам. Однако есть риск нарушить антимонопольные требования. Суд определил признаки антиконкурентного соглашения, заключенного заказчиком с участником закупки.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2024 г. № 07АП-208/2024.
4. Суд еще раз подтвердил, что внесение изменений в контракт при его исполнении возможно только в случаях, предусмотренных ст. 95 закона № 44-ФЗ, даже если сумма экспертизы проектной документации (инженерных изысканий), включенная в смету по контракту, оказалась меньше фактической суммы, оплаченной подрядчиком.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2025 г. № Ф09-581/25.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 28 марта 2025 г.
Минфин дает разъяснения по применению нац. режима в соответствии с Постановлением Правительства № 1875 от 23.12.24, а именно: относительно указания страны происхождения в составе заявки участника и об особенностях определения НМЦК при запрете товаров.
Письмо Минфина от 3 марта 2025 г. № 24-03-09/20370.
Информационное письмо Минфина от 13 марта 2025 г. № 24-03-09/24756.
14.03.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 14 марта 2025 г.
1. ФАС России разъясняет применение лицензирования в сфере охранных услуг для целей закупок в части решения вопроса о допуске участника закупок.
Письмо ФАС России от 18 февраля 2025 г. № ГР/13587/25.
2. ФАС России дает разъяснения по применению ст. 95 44-ФЗ в части изменения товарного знака товара при исполнении контракта.
Письмо ФАС России от 31 января 2025 г. № ГР/7996/25.
3. Минфин разъясняет применение 44-ФЗ в части возврата обеспечения исполнения контракта.
Письмо Минфина РФ от 17 января 2025 г. № 24-06-09/3028.
4. Минфин еще раз дал разъяснение о порядке применения ч. 15 ст. 34 44-ФЗ с учетом последних изменений 44-ФЗ.
28.02.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 28 февраля 2025 г.
1. Минпромторг разъясняет применение постановления № 1875 о нацрежиме в части подтверждения производства телекоммуникационного оборудования.
Письмо Минпромторга РФ от 4 февраля 2025 г. N ШВ-11731/11.
2. ФАС РФ издала приказ о порядке определения НМЦК (цены контракта) при осуществлении закупок топлива моторного.
Приказ ФАС РФ №894/24 от 22.11.24.
3. Минфин РФ разъясняет как будет происходить исполнение контракта, если поставщик (подрядчик, исполнитель), находившийся на упрощенной системе налогообложения, с 01.01.25 (в связи с изменением налогового законодательства), стал плательщиком НДС.
Письмо Минфина РФ от 16 января 2025 г. N 03-07-11/2688.
4. Верховный Суд признал недействующим со дня принятия письмо Федеральной антимонопольной службы от 10 июля 2024 г. N МШ/60841/24 "По вопросу применения статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Взамен письма ФАС России от 28.03.2018 № ИА/21098/18". (О преимуществах общероссийских организациях инвалидов при осуществлении закупок)
Решение Верховного Суда РФ от 16 января 2025 г. № АКПИ24-965.
14.02.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 14 февраля 2025 г.
1. Минфин дает развернутое разъяснение положений Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 года № 1875 о нацрежиме.
Информационное письмо Минфина РФ от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697.
2. Минфин разъясняет особенности внесения изменений в подрядные контракты с учетом ограничений, установленных ст. 95 44-ФЗ.
Письмо Минфина РФ от 27 ноября 2024 г. № 24-06-06/118779.
3. Минприроды РФ разъясняет особенности применения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 № 2094-р.
Письмо Минприроды РФ от 23 декабря 2024 г. № 25-29/52546.
4. Минпромторг определил порядок выдачи разрешений на закупку происходящего из иностранного государства товара, предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875.
Приказ Минпромторга РФ от 9 января 2025 г. № 7.
30.01.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 января 2025 г.
1. Минфин разъясняет ситуацию с обеспечением исполнения контракта в случае проведения совместной закупки с неизвестным объемом среди СМП и СОНКО. Такой участник освобождается от предоставления обеспечения, если предоставит сведения об исполнении трех контрактов.
Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2024 г. N 24-06-06/119249.
2. Минфин рекомендует применять при расчете пеней по госконтракту ключевую ставку на день начисления.
Письмо Минфина РФ от 6 декабря 2024 г. № 24-06-07/123144.
3. УФАС разъясняет, что если при исполнении контракта заказчик расторг его в соответствии с ч. 15 ст. 95 44-ФЗ, сведения об участнике должны быть направлены в РНП.
Письмо ФАС от 9 января 2025 г. № 28/289/25.
4. Судебная практика: заключение нескольких договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ не всегда рассматривается как дробление закупок.
Постановление Двенадцатого апелляционного Арбитражного суда от 19 декабря 2024 г. по делу № А12-10122/2024.
15.01.2025 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 января 2025 г.
1. Приняты очередные масштабные поправки в 44-ФЗ. Новшества касаются вопросов проведения малых закупок, закупок с неопределенным объемом, требований к участникам, форме контракта, а также иных вопросов.
Федеральный закон № 484-ФЗ от 26.12.24.
2. Внесены очередные поправки в 44-ФЗ.
Федеральный закон № 432 от 30.11.24 г.
Федеральный закон № 494 от 26.12.24 г.
3. Приведены в соответствие с изменившимся законодательством положения Кодекса об административных правонарушениях. Вступят в силу эти изменения с 01.03.25 г.
Федеральный закон № 500 от 28.12.24 г.
4. В связи с внесенными изменениями в 44-ФЗ о письменной форме контракта, следует руководствоваться разъяснениями Минфина РФ о порядке применения ч. 15 ст. 34 44-ФЗ.
Информационное письмо Минфина РФ от 20 октября 2023 г. № 24-01-07/99890 «О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ».
24.12.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 24 декабря 2024 г.
1. Изменен порядок определения НМЦК и цены контракта при закупках в сфере регулярных перевозок. 03.12.2024 опубликован приказ Минтранса России от 05.11.2024 № 390, который вносит следующие изменения в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 20.10.2021 № 351:
изменен расчет максимальной себестоимости 1 км пробега автобусов и трамваев при определении расходов на оплату труда водителей,
при расчете начальной (максимальной) цены контракта по закупке на регулярные перевозки по регулируемым тарифам предусмотрен учет субсидий подрядчику для компенсации недополученных доходов.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Изменен перечень банков, удовлетворяющих требованиям Закона № 44‑ФЗ. 05.12.2024 Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств по закупкам.
Из указанного перечня исключен АО КБ «Модульбанк».
Перечень доступен по ссылке.
15.12.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 декабря 2024 г.
Разъяснения Минфина:
если в ходе исполнения контракта произошла смена контрагента (в силу правопреемства) обязанность расторгнуть контракт у заказчика возникает, если новый контрагент не соответствует требованиям извещения (п. 15 ст. 95 44-ФЗ);
Письмо Минфина РФ от 24 октября 2024 г. № 24-06-09/103309;
при закупке продуктов питания и услуг общественного питания справку об отсутствии судимости и декларацию о непривлечении к ответственности участник – юр. лицо, – представляет в отношении лиц из этой позиции, если они есть в его составе;
Письмо Минфина РФ от 7 ноября 2024 г. № 24-06-06/109445.
29.11.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 29 ноября 2024 г.
1. Суд еще раз подтвердил – недофинансирование не освобождает заказчика от ответственности за просрочку исполнения обязательства по оплате.
Определение Верховного Суда от 6 ноября 2024 г. № 307-ЭС24-20409 по делу № А13-15053/2023.
2. Частичную поставку нельзя считать добросовестными действиями поставщика, подобные действия являются основанием для одностороннего отказа заказчиком от исполнения контракта.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2024 г. по делу № А40-297948/2023.
3. Утверждены Правила маркировки средствами идентификации отдельных товарных групп. 30.11.2024 опубликован ряд постановлений, утверждающих Правила маркировки средствами идентификации:
парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии, упакованных в потребительскую упаковку,
бакалейной и иной пищевой продукции, упакованной в потребительскую упаковку,
смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.
Постановления устанавливают, что обязанность по предоставлению в информационную систему мониторинга сведений о маркировке средствами идентификации данных товарных групп может быть исполнена участниками оборота путем предоставления документов о приемке, предусмотренных частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Постановления вступают в силу с 01.03.2025.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1681.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1682.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1683.
15.11.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 ноября 2024 г.
1. Федеральное казначейство выпустило обзор нарушений и ошибок заказчиков при закупках. В части 3 данного обзора приводятся наиболее распространенные ошибки при обосновании и расчете начальной максимальной цены контракта.
Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в 1 полугодии 2024 года.
2. 22.11.2024 опубликован приказ Минфина России от 08.10.2024 № 149н, согласно которому с 01.01.2025 признается утратившим силу приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
В настоящее время приказ № 126н устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Напоминаем, что с 01.01.2025 вступают нормы Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ, положениями которого исключаются условия допуска закупок товаров, происходящих из иностранного государства.
Кроме того, Законом № 318-ФЗ предусмотрены:
унификация правил осуществления закупок с применением национального режима,
механизм «второй лишний» при наличии предложения о поставке отечественной продукции,
применение 15% преференции в отношении предложения отечественной продукции.
30.10.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 октября 2024 г.
1. Минстрой РФ разъяснил, что для допуска участника в случае гос. закупки строительства «под ключ» необходимо требовать участия в нескольких СРО. Данное требование вытекает из особенностей исполнения таких контрактов.
Письмо Минстроя РФ от 18 октября 2024 г. № 61052-ОС/02.
2. Минздрав и ФАС разъяснили особенности расчета НМЦК при закупке лекарственных средств (приказ Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н): при установлении цены (начальной цены) единицы лекарственного препарата не следует учитывать препарат, если в сервисе Росздравнадзора нет сведений о его вводе в гражданский оборот в России или по данным госреестра лекарственных средств и сервиса Росздравнадзора истёк срок годности этого препарата с даты его последнего ввода в гражданский оборот в РФ.
Письмо Минздрава и ФАС от 23 октября 2024 года № ТН/95899/24, № 25-7/И/2-21105.
15.10.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 октября 2024 г.
1. Минфин разъяснил, что при исполнении контракта с неопределенным объемом неприменимо положение ст. 95 п. 1 ч. 1.1 для уменьшения цены единицы товара, работы, услуги, так как в названном положении речь идет о цене контракта, а не о цене за единицу товара, товара, работы, услуги.
Письмо Минфина от 26 сентября 2024 г. № 24-08-07/92762.
2. Судебная практика: списание неустоек возможно при условии исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем своих обязательств по контракту, которое должно быть подтверждено документально. Это правило касается и гарантийных обязательств.
Определение Верховного Суда от 1 октября 2024 г. № 310-ЭС24-16217.
3. Неустойка в виде штрафа за некачественный товар в случае замены его на качественный не обоснована. К такому выводу пришел Арбитражный суд Север-Западного округа.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2024 г. по делу № А56-124734/2023.
4. Перечень случаев, когда возможно изменить условия контракта, определен ст. 95 44-ФЗ и является исчерпывающим. Продление сроков выполнения работ из-за форс-мажорных обстоятельств при исполнении подрядного контракта по благоустройству территории МО не предусмотрено законом. Такое доп. соглашение будет недействительным.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2024 г. по делу № А53-43294/2023.
30.09.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 сентября 2024 г.
1. Правительством РФ принято постановление от 23 сентября 2024 года № 1285, которым вносятся изменения в 4 нормативных акта в сфере закупок: порядок оценки заявок, требования к типовой форме независимой гарантии, дополнительные требования к участникам закупок.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2024 года № 1285 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
2. Минфин еще раз разъяснил, что в контракте, заключенном у единственного поставщика, нельзя указывать, что действие контракта распространяется на отношения, возникшие до его заключения. В противном случае будет нарушение порядка расходования бюджетных средств.
Письмо Минфина от 1 августа 2024 г. № 24-08-08/71743.
16.09.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 16 сентября 2024 г.
1. Суд указал, что даже добровольно уплаченная неустойка поставщиком – это не повод не списывать неустойку. Списание неустойки – обязанность заказчика.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2024 г. № Ф09-4173/24.
2. Еще один опыт признания малых закупок недействительными. При этом деньги с подрядчика не взыскали.
Суть дела в том, что заказчик в один день заключил несколько однородных малых сделок на дорожные работы с двумя подрядчиками. Прокурор посчитал, что единую закупку искусственно раздробили, чтобы уйти от конкурентной процедуры. Он потребовал признать контракты недействительными и взыскать оплату по ним.
Первая и апелляционная инстанция требования удовлетворили. Кассация же решила, что, несмотря на недействительность сделок, оплату взыскать нельзя:
- подрядчики выполнили и сдали заказчику работы, которые он принял без замечаний по качеству, объему и стоимости. Их результат вернуть нельзя, поскольку его используют в общественно полезных целях – дорогу эксплуатируют;
- нарушение Закона N 44-ФЗ не означает, что поведение подрядчиков недобросовестное. Инициатором заключения спорных договоров были не они, а заказчик.
Постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2024 г. по делу № А79-4843/2023.
30.08.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 августа 2024 г.
1. Минфин ответил на вопрос, как учесть требования 44-ФЗ о содержании контракта при формировании цифрового контракта.
Письмо Минфина от 7 августа 2024 г. № 24-06-09/73850.
2. Минфин дал разъяснения о возможности увеличения количества поставляемого товара по отдельным позициям при заключении контракта по результатам электронной процедуры.
Письмо Минфина от 9 июля 2024 г. № 24-08-08/63871.
3. Минстрой разъяснил возможность применения постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части установления возможность изменения существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, при условии, что контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены, на 2023 и 2024 годы.
Письмо Минстроя от 29 июля 2024 г № 42831-АВ/09.
16.08.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 16 августа 2024 г.
1. Принят закон, устанавливающий новые правила нац. режима при осуществлении закупок. Новые правила вступят в силу с 01.01.2025 г.; кроме того, внесены несколько технических правок в 44-ФЗ.
Федеральный закон от 08.08.24 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
2. Принят закон о внесении изменений в 44-ФЗ. Правки носят в основном технический характер, но также изменена ст. 26 44-ФЗ.
Федеральный закон от 08.08.24 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
30.07.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 июля 2024 г.
1. Казначейство опубликовало очередной обзор недостатков и нарушений, выявленных в результате контрольных мероприятий при применении заказчиками законодательства о контрактной системе.
Письмо Федерального Казначейства от 5 июня 2024 г. № 07-04-05/21-15423.
2. ФАС России дало разъяснения применения законодательства о контрактной системе по вопросу о порядке предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона и по вопросу возможности расторжения контракта по соглашению сторон и заключения контракта со вторым участником закупки.
Письмо ФАС России от 10 июля 2024 г. № МШ/60841/24.
Письмо ФАС России от 23 июля 2024 г. № ПИ/65002/24.
15.07.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 июля 2024 г.
1. Утверждена концепция по оптимизации закупок малого объема. Предполагается перевести их в электронную форму, установить единые правила их проведения, установить каталог конкретных товаров, совершенствовать работу информационных систем и другие вопросы осуществления закупок малого объема. В связи с чем необходимо внести изменения в законодательство.
Распоряжение Правительства РФ от 26 июня 2024 г. № 1636-р.
2. Минпромторгом утвержден новый порядок выдачи разрешения на закупку иностранных товаров с запретом на допуск. В целом порядок остается прежним, за некоторыми исключениями. Действует с 01 июля 2024 г.
Приказ Минпромторга от 24 мая 2024 г. № 2276.
3. Минфин дал разъяснения как отражать закупки у единственного поставщика среди субъектов малого предпринимательства и СОНКО в отчете.
Письмо Минфина от 2 мая 2024 г. № 24-06-06/40594.
28.06.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 28 июня 2024 г.
1. Минфин разъяснил, как будет исполняться контракт, если участник на момент заключения контракта был субъектом малого предпринимательства, а в ходе его исполнения перестал быть таковым.
Письмо Минфина РФ от 31 мая 2024 г. № 24-06-07/50609.
2. Судебная практика – каким образом рост цен на оборудование повлияет на исполнение контракта. Какие обстоятельства будут иметь значение для решения вопроса о расторжении контракта.
Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2024 г. по делу № А29-16945/2023.
14.06.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 14 июня 2024 г.
Принят федеральный закон № 124-ФЗ от 29 мая 2024 г. о внесении изменений в 44-ФЗ. Расширен перечень заказчиков, кто будет проводить закупки закрытым способом. Расширен перечень заказчиков, а также внесены иные изменения. Закон вступает в силу с 01.01.25, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу по истечении 10 дней с момента публикации.
Федеральный закон № 124-ФЗ от 29 мая 2024 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
28.05.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 28 мая 2024 г.
1. Достаточно частое нарушение при применении п. 4 ч. 1 ст. 93 – дробление закупок с целью ухода от конкурентных процедур. Заказчику необходимо обосновать необходимость такого деления. Как это сделать – пример из судебной практики.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2024 г. по делу № А21-5955/2023.
2. УФАС неоднократно поддерживало позицию Минпромторга по применению запрета на допуск товаров иностранного происхождения, выраженную в письме Минпромторга от 4 октября 2023 г.
Письмо Минпромторга от 4 октября 2023 г. № 106238/12.
13.05.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 13 мая 2024 г.
1. На практике все еще часто возникают вопросы по разграничению предмета контракта – с неопределенным объемом, количеством и обычным договором поставки, но с исполнением по заявкам заказчика. По спору, дошедшему до Верховного Суда РФ, суд подробно разъясняет в чем разница, и в каких случаях заказчик вправе не принимать и оплачивать поставленный товар, если не было заявки на его поставку.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2023 г. по делу № А03-4422/2023.
2. Правительство расширило перечень ЖНВЛП и список препаратов для высокозатратных нозологий. Изменения вступают в силу с 18 июня 2024 года.
Распоряжение Правительства РФ от 16 апреля 2024 г. № 938-р.
27.04.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 27 апреля 2024 г.
1. Перечень дополнительных случаев неконкурентных закупок расширен. Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339, вступили в силу с 01.04.24.
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2024 г. № 399 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339».
2. Минфин разъяснил, что применение антидемпинговых мер не производится, если заказчиком не установлено обеспечение контракта.
Письмо Минфина от 21 марта 2024 г. № 24-06-06/25415.
15.04.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 апреля 2024 г.
1. Минфин разъяснил как определяется цена контракта при закупке товаров иностранного происхождения у организации инвалидов путем проведения электронного аукциона.
Письмо Минфина от 14 марта 2024 г. № 24-06-06/22805.
2. В судебной практике исследовался вопрос о применении ст. 22 44-ФЗ. В данной конкретной ситуации различные сроки поставки в предложениях поставщиков допустимы. Нарушений правил ст. 22 44-ФЗ нет.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2024 г. по делу № А28-4673/2023.
29.03.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 29 марта 2024 г.
1. Списание неустойки по правилам 783 Постановления Правительства – обязанность заказчика. Положение о том, что поставщик не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается (п. 7 Постановления 783) не мешает суду признать право на ее списание.
Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2024 г. № 305-ЭС23-20353.
2. Нарушение заказчиком правил обоснования и расчета НМЦК не всегда будет основанием для взыскания со второй стороны переплаты по контракту, даже при наличии предписания контрольного органа.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2024 г. № Ф09-374/24.
15.03.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 марта 2024 г.
1. Минфин дал разъяснения по вопросам, возникающим при применении ЕИС в целях формирования извещения и подачи заявки.
Письмо Минфина РФ от 27 декабря 2023 г. № 24-03-08/126782.
2. Судебная практика: исполнение контракта на поставку по заявкам заказчика – ошибки, допускаемые заказчиками.
Постановление АС Поволжского округа от 20 февраля 2024 г. № Ф06-91/2024.
29.02.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 29 февраля 2024 г.
1. ФАС России разъясняет применение закона по принятию жалоб. Жалобу не будут рассматривать, если заявитель не соответствует специальным требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляемым поставки, работы, услуги, а такие требования являются обязательными для исполнения контракта, размещаемого заказчиком.
Письмо ФАС от 29 декабря 2023 г. № МШ/112518/23.
2. Минфин еще раз разъяснил, каковы последствия списания неустоек для применения отдельных положений закона.
Письмо Минфина от 25 января 2024 г. № 24-06-06/5682.
3. Минфин дал разъяснения по применению показателя оценки «наличие финансовых ресурсов» в госзакупках.
Письмо Минфина от 30 ноября 2023 г. № 24-06-09/115228.
15.02.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 февраля 2024 г.
1. Минфин разъяснил особенности установления требований энергетической эффективности товаров при закупке и принятия решения заказчиком в случае невыполнения таких требований участниками.
Письмо Минфина РФ от 27 декабря 2023 г. № 24-06-06/126924.
2. Минфин в очередной раз дает разъяснения по исполнению контракта, предусматривающего ежемесячные платежи, по оплате за декабрь текущего года.
Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2023 г. № 02-13-13/124668.
3. Минфин дал разъяснения, каким образом должна использоваться информация о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при списании неустоек (штрафов, пеней) по контракту, не списанных заказчиком.
Письмо Минфина РФ от 25 января 2024 г. № 24-06-06/5682.
4. Минфин напомнил правила заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшейся конкурентной закупки.
Письмо Минфина РФ от 8 декабря 2023 г. № 24-06-09/118588.
31.01.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 31 января 2024 г.
1. Минфин разъясняет, как будут осуществляться закупки у единственного поставщика по решению высшего исполнительного органа субъекта РФ после внесения изменений в 46-ФЗ от 08.03.22г.
Информационное письмо Министерства финансов РФ от 29 декабря 2023 г. № 24-01-10/128563 «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Минфин давал разъяснения о сроках направления информации в реестр контрактов о контрактах, заключенных с использованием ЕИС, извещение о размещении закупки которого размещено с 01.07.23. Следует отметить, что эти правила начнут действовать с 01.04.24. Именно с этого момента изменятся сроки направления в реестр контрактов информации по таким контрактам. С 01.04.24 этот срок будет составлять 3 рабочих дня, а не пять, как это действует на сегодняшний день.
Письмо Минфина РФ от 27 июня 2023 г. № 24-06-09/59482.
3. Минфин разъясняет, что при оценке заявок заказчик может воспользоваться правилом математического округления чисел. Так, в случае получения дробных итоговых числовых значений, имеющих более 2 знаков в дробной части, осуществляется округление полученных значений до 2 знаков после запятой.
Письмо Минфина РФ от 3 ноября 2023 г. № 24-06-09/105313.
15.01.2024 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 января 2024 г.
1. Очередные поправки внесли в 44-ФЗ в конце 2023 года. Многие антикризисные меры продлили на 2024 год, отдельные из них утратили силу. Перенесли сроки вступления в силу ряда оптимизационных поправок. Так, оформлять через ЕИС соглашения об изменении и расторжении контрактов нужно будет не с 1 июля 2024 года, а с 1 января 2025 года. То же касается и оформления контракта по итогам несостоявшейся закупки.
Федеральный законы РФ № 624-ФЗ и № 625-ФЗ от 25.12.23 г.
2. Особенности запроса котировок в сфере науки образования продлили до конца 2024 года.
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. № 3755-р.
3. Минфин разъяснил нюансы формирования извещения и заявок участников в структурированном виде.
Информационное письмо Минфина от 18 декабря 2023 г. № 24-01-10/122331 «О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке».
29.12.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 29 декабря 2023 г.
1. Внесены изменения в Постановления Правительства РФ, в результате которых вводятся запреты на закупки происходящих из иностранных государств аппаратов искусственной вентиляции легких. Запрет касается аппаратов, соответствующих кодам вида мед. изделия в соответствии с номенклатурной классификации мед. изделий 232870, 232890.
Постановление Правительства РФ от 09.12.23 № 2094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
2. Минпромторг напомнил, что реестровые записи для радиоэлектронной продукции размещают в новом реестре на сайте ГИСП. Все записи в этом реестре актуальные. Данные о телекоммуникационном оборудовании находятся в старом реестре.
Письмо Минпромторга от 28 ноября 2023 г. № 127999/11.
15.12.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 декабря 2023 г.
1. Минпромторг, Минфин, Минцифры, Минстрой разъяснили применение нацрежима относительно закупок радиоэлектронной продукции. Ограничения не применяются при закупках работ (в т. ч. строительных), услуг, если при их выполнении предусмотрена поставка радиоэлектронной продукции из перечня.
Совместное письмо Минфина, Минпромторга, Минцифры и Минстроя от 20 ноября 2023 года.
2. Судебная практика:
- Отклонять заявку с товаром из разных стран нельзя, 44-ФЗ не запрещает указывать в заявке несколько стран происхождения.
- Несоблюдение порядка проведения экспертизы приводит ко взысканию стоимости поставленного товара.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановление от 13 ноября 2023 г. по делу № А81-1055/2023.
Арбитражный суд Поволжского Округа Постановление от 2 ноября 2023 г. № Ф06-9451/2023.
30.11.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 ноября 2023 г.
1. Внесены изменения в 44-ФЗ – в часть 1 ст. 93 добавлен п. 63, допускающий заключение контракта у единственного поставщика на аренду жилых помещений для военнослужащих и членов их семей определенными категориями заказчиков.
Федеральный закон от 2 ноября 2023 года № 510-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. В ст. 1 ч. 2 44-ФЗ внесены изменения: расширен перечень случаев исключения из сферы применения 44-ФЗ в деятельности избирательных комиссий.
Федеральный закон от 14.11.23 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15.11.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 15 ноября 2023 г.
1. Минпромторг разъяснил как проверять записи из реестра отечественной продукции с целью применения нацрежима. Информация из каталога ГИСП может отличаться от данных реестра. Не вся продукция из каталога содержится в реестре.
Письмо Минпромторга от 4 октября 2023 г. № 106238/12.
2. Минфин разъяснил порядок рассмотрения жалоб при госзакупках.
Информационное письмо Министерства финансов РФ от 20 октября 2023 г. № 24-01-07/100177.
3. Судебная практика: в каких случаях неустойка рассчитывается от всей суммы контракта при частичном исполнении контракта.
Определение Верховного Суда РФ от 13 октября 2023 г. № 305-ЭС23-18799.
30.10.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 30 октября 2023 г.
1. Минстрой утвердил новый порядок определения НМЦК, методику составления сметы и правила изменения цены контракта, заключенного «под ключ».
Приказ Минстроя России от 21.08.2023 № 604/пр.
2. Судебная практика:
- совместимость расходников с техникой заказчика определяет только производитель;
- привлечение к ответственности поставщика не должно происходить формально, должен соблюдаться порядок приемки, а также последствия приемки с недостатками.
Постановление Арбитражного Суда Уральского округа от 21.09.2023 г. № Ф09-5698/23 по делу № А07-22877/2022.
Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 05.10.23 по делу № А44-7512/2022.
13.10.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 13 октября 2023 г.
1. Минфин разъяснил, каким образом с 1 октября 2023 г размещать описание объекта закупки в структурированном виде.
Письмо Минфина РФ от 25 сентября 2023 г. № 24-03-09/90944.
2. Искусственное дробление закупок делает контракты ничтожными, однако это не всегда влечет за собой освобождение от оплаты по такому контракту.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2023 г. № Ф06-6021/2023.
29.09.2023 г.
Обзор новых нормативно-правовых актов в сфере закупок на 29 сентября 2023 г.
1. Внесены изменения в правила закупок с ограничениями. С 18 сентября контрагенты при исполнении больше не должны предоставлять документы о стране происхождении товара. Перечни товаров с ограничениями допусков скорректируют с 1 января 2024 года.
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2023 г. № 1443 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.
2. Минфин РФ разъяснил возможность внесения изменения в контракт при применении условий допуска.
Письмо Минфина РФ от 25 августа 2023 г. № 24-06-06/80771.
Особенности формирования идентификационного кода закупки с учетом новых правил планирования
Идентификационный код закупки (ИКЗ) указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных 44-ФЗ. ИКЗ обеспечивает взаимосвязь всех документов.
Порядок формирования ИКЗ установлен Приказом Минфина России от 10.04.2019 № 55н. С учетом вступления в силу новых правил планирования с 01.10.2019, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279, план-график закупок, начиная с 2020 года содержит перечень потребностей заказчика, а не перечень конкретных закупок, как это было по старым правилам. Тем не менее, в плане-графике заказчик должен отразить ИКЗ по каждой позиции плана-графика. Учитывая, что по каждой позиции плана-графика заказчик может проводить несколько закупок, и в документах по конкретной закупке должен быть ИКЗ, возникает вопрос, а как же правильно сформировать ИКЗ, чтобы обеспечить единство всех документов. В связи с этим Минфин России Приказом от 9 октября 2019 года № 162н внес изменения в приказ № 55н от 10.04.2019, в соответствии с которыми при формировании плана-графика в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки присваивается значение "0", в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки присваивается значение, соответствующее порядковому номеру такой закупки по плану-графику. На этапе же размещения извещения об осуществлении закупки, в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки. Это значит, что ИКЗ по каждой закупке будет содержать не нули, а порядковый номер конкретной закупки, проводимой по каждой позиции плана-графика с указанием номера, присвоенного при составлении плана-графика, отраженного в 27-29 разрядах ИКЗ.
23.12.2019 г.
Особенности закупок товаров, работ, услуг с неопределенным объемом
С 1 июля 2019 года при осуществлении закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд действует новое правило, установленное ч. 24 ст. 22 федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон). Закон предоставляет право заказчику выбирать победителя не только по начальной (максимальной) цене контракта, но и по начальной цене единицы товара, работы, услуги, начальной сумме цен указанных единиц. Это правило применяется, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить. В этом случае в контракте указываются цены единиц товаров, работ, услуг и максимальное значение цены контракта, а также контракт должен содержать порядок определения количества товара, работы, услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 и 2 ст. 34 Закона). При этом порядок определения цены единицы товара, работы услуги при заключении контракта тоже определен Законом (ч. 2.1 ст. 83.2) – пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с кем заключается контракт. Таким образом Закон предоставил возможность заказчику самостоятельно решить вопрос о проведении закупки как по начальной максимальной цене контракта, так и по цене за единицу, сумме цен за единицу. Ранее такие возможности были ограничены перечнем случаев, когда можно было выбирать по цене за единицу. Практика показала, что необходимость определять победителя по цене за единицу, сумме цен за единицу возникала гораздо чаще, чем это допускал закон, в связи с чем у заказчиков возникали трудности при исполнении контракта, особенно в тех случаях, когда определить точное количество необходимого товара, работы, услуги на весь срок исполнения контракта было весьма затруднительно. Новые правила дали заказчикам новые возможности определения условий исполнения контрактов без необходимости вносить изменения либо каким-то иным способом решать возникшие вопросы при исполнении контракта.
Однако Закон, давая новые возможности, не указывает каким образом следует формулировать условия исполнения контракта в таких случаях. Заказчикам необходимо самостоятельно решать эту задачу, руководствуясь, в первую очередь, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами согласованы все его существенные условия. По договору поставки существенными будут условия о наименовании и количестве товара, по работам и услугам – объем и стоимость работ, услуг. В случае же когда при заключении договора невозможно определить количество товара, объем работ, услуг, существенные условия окажутся несогласованными, поэтому считать заключенными в таком случае договоры поставки, выполнения работ, оказания услуг невозможно. Однако ГК РФ допускает заключение таких договоров (договоров с открытыми условиями). Такие договоры признаются рамочными договорами. Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (ст. 429.1 ГК РФ). Рамочный договор может не содержать условия о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объеме работ, услуг, о цене (порядке формирования цены) договора и т.п. В случае если стороны заключают рамочный договор, то составление какого-либо документа, содержащего согласованные сторонами существенные условия договора (наименование товара, работ, услуг, их количество, объем, а также иные условия, не согласованные рамочным договором, обязательно. Каждый отдельный такой документ, подписываемый сторонами на основании или во исполнение рамочного договора, законодательством и правоприменительной практикой рассматривается как отдельный договор поставки, работ, услуг, так как именно в нем конкретизируются существенные условия договора. Именно поэтому Закон требует от заказчика указать в контракте порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Поэтому, готовя проект контракта в качестве приложения к документации о закупке, заказчик прикладывает к нему форму заявки, на основании которой будет осуществляться исполнение. И в этой форме нужно указать все необходимые условия контракта, которые определяют его предмет и условия исполнения, отсутствующие в рамочном контракте (наименование, количество, объем, цена, сроки и др.). Исполнение рамочного контракта будет происходить в пределах максимального значения цены контракта. При этом у заказчика нет обязательства выбрать всю сумму при исполнении контракта. Если срок действия контракта истечет, а не вся сумма была выбрана, контракт все равно считается прекращенным исполнением, а поэтому никаких расторжений и дополнительных соглашений писать не нужно.
Используя новые правила по цене за единицу, сумме цен за единицу, необходимо учитывать не только общие правила, установленные ГК РФ, но и специальные правила, установленные Законом, а именно:
1. В соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК и начальной цены единицы товаров, работ, услуг.
2. В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона в извещении указывается начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона в случаях, установленных Правительством РФ, указывается формула цены и максимальное значение цены контракта. Такие случаи установлены Постановлением Правительства РФ от 13.01.14 № 19. Необходимо учитывать, что формула цены не зависит от результатов процедуры выбора поставщика. Формула цены – это правила расчета сумм, подлежащих выплате в ходе исполнения контракта. Одновременно с формулой цены указывается информация о количестве поставляемого товара, объеме услуг, работ.
4. Необходимо учитывать ст. 19 Закона о нормировании. Если нормативы определяют количество товаров, работ, услуг, невозможность определения количества объема отсутствует.
5. Ч. 18 ст. 34 Закона не применяется, так как не определено количество товара.
6. Этапы не предусматриваются, так как нет информации об объеме и сумме по каждой заявке.
7. Положения Закона, касающиеся применения начальной максимальной цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта. Однако невозможно применить п. 1 пп. а) части 1 ст. 95, так как там речь идет о снижении цены контракта, а не снижении максимального значения цены контракта, а также цены за единицу товара, работы, услуги. Также невозможно применить правило об изменении объема и количества, и цены контракта в пределах 10%, так как не определен объем, количество.
Также вызывают вопросы в данном случае механизм реализации Приказа Минфина № 126н – ценовая преференция привязана к цене контракта, а не сумме цен за единицу товара, работы, услуги. В данном случае целесообразнее проводить закупку по начальной максимальной цене контракта, а не по сумме цен за единицу.